07.02.2020
Интервью с соискателем об участии в профессиональном экзамене в системе независимой оценки квалификации
Интервью с соискателем об участии в профессиональном экзамене в системе н...
Мы начинаем публиковать серию интервью с соискателями из различных регионов и сфер деятельности о прохождении ими процедуры независимой оценки квалификации. О том, как прошел первый профессиональный экзамен, рассказал Ивановских Константин Владимирович, заместитель генерального директора ООО «АНК-Сервис».

Ивановских Константин Васильевич.png

Ивановских Константин Васильевич - заместитель Генерального директора по научной работе и развитию, кандидат физико-математических наук

Организация: Общество с ограниченной ответственностью «Контрольно-аналитический центр «Аналитика и неразрушающий контроль-сервис»

 

 

Какие особенности работы в сфере Вашей деятельности? На Вашей должности?

Основное направление деятельности нашего центра - это лабораторный анализ и испытание веществ и материалов, проведение научно-исследовательских работ. Если говорить чуть подробней, то наша повседневная работа связана с решением широкого круга задач в области аналитической химии, материаловедения, неразрушающего контроля, механических испытаний, контроля технологических процессов на производствах, разработки технологических схем химических и горно-химических предприятий, контроля объектов окружающей среды, радиоэкологии. Отдельные направления связаны с нашим конструкторским и производственным сектором, и здесь наиболее важной для нас является деятельность по разработке и изготовлению аналитического оборудования для атомной отрасли.

Насколько разнообразны области нашей экспертной деятельности, настолько разнообразны навыки и опыт, которые мы ценим в наших сотрудниках. Прежде всего, для наших специалистов важны фундаментальные знания в естественных науках таких как, химия, физика, материаловедение, математика. Безусловно, важны инженерные и прикладные науки, связанные с химической технологией, органической химией, радиохимией, металлами и сплавами, гидрометаллургией, ядерной физикой и электроникой, и др. Есть направления, где мы исследуем объекты субмикронного и наноразмерного диапазона, и здесь уже нужны специалисты в области физики и химии наноматериалов. В итоге мы стремимся к интеграции специалистов, имеющих профессиональной опыт в различных областях промышленности и науки.

Если касаться уже моей работы, как руководителя, то мне, в идеале, нужны базовые знания во всех этих областях. Поэтому моя работа – это мой второй университет. Изучать новое приходится постоянно и, это очень вдохновляет. Но главные навыки, без которых конкретно моя работа была бы обречена, относятся к области soft skills. Мне нужно уметь сводить наши компетенции с потребностью заказчика. А заказчики бывают разные. Идеальный заказчик – это представитель какой-либо научной организации, отдела качества или заводской лаборатории предприятия, словом, те, кто хорошо представляет свою задачу в части методов анализа, их особенностей или ограничений. А бывают и другие заказчики, когда задача формулируется в виде «сделайте то, не знаю, что, и как можно быстрее». И мы работаем со всеми. Поэтому мне нужно понять задачу заказчика на его языке, как врач, который определяет диагноз по неявным симптомам, на которые указывает пациент, и перевести её на наш язык, язык понятный специалистам, исследователям. И затем, по факту завершения работы (лабораторного анализа или исследования), заказчик удовлетворенно говорит, что именно это он и имел в виду. Вот такой обычно у нас процесс. Таким образом, моя работа в значительной степени состоит в построении коммуникаций между нами и промышленными предприятиями, и здесь нужно быть одновременно коммерсантом, учёным и инженером в одном лице.

Какие трудовые функции особенно важны в работе?

Переговорные и коммуникативные. Мы, прежде всего, – коммерческая компания, и важно уметь перевести плоды нашей деятельности в коммерческий продукт. В нашей стране очень немного компаний, которые развивают бизнес в подобной области. Большинство наших конкурентов – это лаборатории и центры оказания услуг при крупных (часто государственных) предприятиях или институтах, вузах. При этом рынок подобных услуг в России развит очень слабо (в отличие, например, от европейских стран). И именно это является одним из главных сдерживающих факторов для нас, а не конкуренция. Аутсорсинг лабораторных услуг для большинства наших предприятий пока является экзотикой. К сожалению, многие предприятия живут и взаимодействуют с внешним миром посредством коммерческих отношений, а внутри при этом всё работает в парадигме, унаследованной из советской модели промышленных предприятий (пусть даже в обёртке цифровизации и проч.).

Хотелось бы отметить и другую особенность. Нашему заказчику порой трудно адекватно оценить стоимость услуг, потому что, в виду объективных причин, он редко понимает объем и особенности выполнения тех или иных испытаний или исследований. Человек, который покупает, например, телевизор, хорошо знает критерии отбора: диагональ, разрешение, энергопотребление, функционал, интерфейсы и проч. и в конце концов, - цена. В нашей же сфере деятельности нередко возникает ситуация, когда на один и тот же свой запрос заказчик может получить разные предложения от разных компаний с сильно отличающейся ценой. Если вернутся к аналогии с врачом, то, например, решить проблему сильной зубной боли можно путём тщательного и, соответственно, дорогого лечения, а можно и путём удаления с минимальными затратами. В обоих случаях проблема с болью решена, но разницу подходов все прекрасно понимают. Поэтому нам всегда много внимания и усилий приходится уделять на разъяснения, чтобы наш клиент и проблему свою решил и с «зубом» не расстался. Мы работаем с заказчиками, демонстрируем оборудование, подробно поясняя глубину и особенности тех или иных испытаний, и они начинают понимать истинную цену нашей работы. Заказчики растут вместе с нами.

Какие механизмы профессионального развития наиболее эффективны (применительно к сфере профессиональной деятельности)?

Внутреннее обучение. Крайне редко, когда к нам приходили специалисты со стороны и которым мы могли сразу поручить самостоятельно, выполнить серьезную работу. Специалистов нужно готовить уже на рабочих местах, в постоянном рабочем взаимодействии с более опытными специалистами. А еще каждый специалист тратит много ресурсов и времени на самообучение. Здесь еще много зависит от вовлеченности в процесс, от заинтересованности: тот, кто вовлечен и заинтересован, тот развивается намного быстрее.

По Вашему мнению, необходимо ли для всех сотрудников Вашего предприятия/компании проводить независимую оценку квалификации?

В этом году мы впервые решили провести процедуру аттестации для нас. На первом этапе оценку прошло 5 человек. Кроме меня, аттестацию проходил также начальник одной из лаборатории нашего центра и несколько специалистов, которые заняты в исследовании материалов субмикронного и наноразмерного диапазонов. Объекты исследования для них - это порошковые материалы для аддитивных технологий, авиационной промышленности, а также пористые материалы, в которых мы исследуем поры размером от 3 ангстрем (0,3 нм). Для каждого из них: и молодых, и постарше, одинаково важно было получить стороннюю оценку. По разным причинам у нас мало возможностей горизонтального общения со специалистами аналогичных направлений из других организаций, в т.ч. из-за того, что многие наши услуги достаточно уникальны, и, таким образом, нет возможности получить внешнюю оценку. А теперь у каждого, кто прошёл аттестацию, есть документ, свидетельствующий о квалификации в этой области. Это было стимулирующим фактором. Хотелось бы добавить, что нанотехнологии появились в Новоуральске еще до того, как этот термин стал широко известен. Так лаборатории, наследником, которых стал наш центр ещё десятки лет назад вели аналитический контроль производства пористых структур с размером пор от единиц до нескольких десятков нанометров. Такие материалы использовались в газодиффузионных технологиях обогащения урана. Правда, в то далёкое время практически не использовались термины с приставкой «нано-». Говорили о сотых и тысячных долях микрон. И сейчас, в конце второй декады 21 века, когда эта терминология и соответствующие технологии всё уверенней входят в нашу жизнь, и, в связи с этим, появилась целая серия профессиональных стандартов. Это, конечно, нас вдохновляет. Люди, занятые сегодня в этой сфере, видят, что важность их профессии, тем самым, отмечается на общегосударственном уровне. Мы планируем продолжать практику аттестации специалистов. Кстати, как раз на этой неделе ещё три сотрудника нашего центра прошли тестирование в рамках процедуры аттестации.

На соответствие требованиям какого профессионального стандарта Вы проходили независимую оценку квалификации?

Руководители проходили оценку профессиональных знаний по квалификации «Специалист по организации работ по проведению полного цикла испытаний продукции наноиндустрии» (7 уровень). Специалисты лабораторий прошли аттестацию на квалификации «Специалист по проведению полного цикла испытаний продукции наноиндустрии» и «Специалист по нормативному сопровождению работ по метрологическому обеспечению инновационной продукции наноиндустрии» (6 уровень).

Что мотивировало Вас принять участие в профессиональном экзамене, по независимой оценке, квалификации?

Мы не можем развиваться изолированно и вариться в собственном соку. Мы должны знать куда дует ветер, какие требования к специалистам важны сегодня и какие будут важны завтра. Ну и конечно важна сторонняя оценка, оценка извне. Это хороший стимул. И вообще, как мне кажется, нельзя пренебрегать возможностью зафиксировать (задокументировать) любые достижения, этапы профессионального развития персонала.

Какие материалы/источники Вы использовали при подготовке к профессиональному экзамену?

К тестированию невозможно подготовиться, не имея опыта в испытаниях, не имея сложившегося мировоззрения в этой сфере и не будучи знакомым с основными принципами, заложенными в нормативную базу. Подготовка конечно была, но в основном она касалась повторного прочтения тех нормативных документов, на которые мы, как на конституцию, ссылаемся в своей профессиональной деятельности. Тем не менее, большинству из нас подготовка к экзамену помогла систематизировать имеющиеся знания. Это наверно также полезно, как хотя бы раз в пару-тройку лет перечитывать правила дорожного движения, несмотря на то, что мы каждый день ездим за рулём.

Ваш работодатель поддержал/одобрил инициативу прохождения независимой оценки квалификации?

Да, однозначно. Более того, в следующем году помимо руководителей лабораторий и специалистов, начнём проводить аттестацию лаборантов и технического персонала. Нам это важно еще и потому, что когда нашу организацию проверяют контролирующие органы или проводят аудит системы качества крупные предприятия-заказчики, всегда придаётся большое значение имеющимся у нас документам о подтверждении квалификации тех или иных специалистов.

Где проходила оценка квалификации и легко ли было найти информацию о процедуре независимой оценки квалификаций?

Оценка квалификации проходила здесь, в Технопарке высоких технологий Свердловской области. Всю информацию мы получили от руководителя Регионального центра нормативно-технической поддержки инноваций Олеси Фуртиковой, с которой регулярно общаемся по различным рабочим вопросам. Нам подробно разъяснили детали прохождения процедуры аттестации, критерии оценки.

Впечатления от оценки квалификаций: действительно ли оценка в форме профессионального экзамена проверяет «реальные профессиональные знания и навыки»?

Процедура независимой оценки квалификации объективно оценивает базовую квалификацию специалиста, с этим я согласен. Специалист, имеющий соответствующее свидетельство о квалификации, для меня, прошедшего эту процедуру, действительно обладает необходимыми компетенциями. Остаётся вопрос достаточен ли их набор для выполнения реальных исследований или испытаний в рамках действующей промышленной или научной лаборатории? Боюсь, что не каждый руководитель такой лаборатории смог бы при рассмотрении кандидатуры нового специалиста полагаться только лишь на свидетельство о квалификации и/или диплом. В области неизвестного остаются практические возможности такого специалиста (например, навыки и культура работы со сложным дорогостоящим оборудованием, критичность мышления, умение анализировать данные и проч.).

Рекомендовали ли бы Вы своим коллегам пройти профессиональный экзамен?

Не только рекомендуем, но и способствуем нашим специалистам, чтобы они проходили экзамен и получали столь необходимую нам внешнюю оценку нашей квалификации.

Какие достоинства и недостатки независимой оценки квалификации как инструмента аттестации Вы выявили для себя?

У нас много направлений в области аналитики и испытания материалов, но найти возможность аттестовать специалистов, хотя бы для большей части из этих направлений, не представляется возможным. Пока мы ограничиваемся только областью наноиндустрии. Благо, что соответствующий центр аттестации действует в нашем регионе в лице Технопарка. Но что делать с остальными направлениями? У нас, например, много специалистов в области аналитической химии, химиков-органиков, физико-химиков, возможность сторонней оценки квалификации, которых, пока, по нашим данным, отсутствует в нашем регионе. Второе обстоятельство, на которое хотелось бы обратить внимание — это вероятность необъективной оценки объективно высококлассного специалиста. Мы испытали это на себе, когда с удивлением узнали, что одна из наших сотрудниц, специалист с богатейшим опытом, на которой держится целое направление, с первого раза не прошла тестирование/проверку. Это произошло просто в силу того, что экзамен в той форме, в какой он проводился, оказался ей не совсем понятен, и она просто растерялась. Т.е. в этом случае система не учла индивидуальных особенностей конкретного человека. Поэтому, возможно, есть смысл совмещать тестирование и письменную работу с устной проверкой знаний. Хотелось бы, чтобы на это обратили внимание организаторы соответствующих мероприятий.

Как помогло прохождение независимой оценки квалификации к построению траектории Вашего дальнейшего профессионального роста?

Для меня, как руководителя, было важно подтвердить независимой оценкой, что я имею необходимые навыки и знания для выполняемой мной работы. Последствия прошедшей аттестации для профессионального роста могут быть разные. Мгновенно их, наверное, не почувствовать. Для любого специалиста, его профессиональный рост, прежде всего, отмечается повышением его востребованности в коллективе, повышением качества и скорости выполнения работы и т.п. У такого специалиста растёт и внутренняя самооценка. Но вообще рост ценности специалиста для его предприятия – это многофакторный процесс. Если личностные качества и стремления специалиста также прекрасно дополняют его профессиональную сторону, это неизбежно способствует и его карьерному росту.

Другие новости
Попробуйте сейчас!
Пройдите профессиональный пробный экзамен. Вы сможете бесплатно оценить свои силы, а система укажет вам на слабые места, если они есть.
Пробный экзамен
Связаться с нами
close
Вы также можете связаться с нами по телефону +7 499 553-04-60
Как к вам обращаться:
Ваш телефон:
Сообщение:
Введите слово на картинке:
Нажимая на кнопку «Отправить», я даю
согласие на обработку персональных данных.