23 октября в Москве при поддержке Фонда инфраструктурных и образовательных программ (Группа РОСНАНО), Межотраслевого объединения наноиндустрии и образовательной организации еНано состоялась Всероссийская конференция «Подготовка кадров для инновационной экономики: ориентиры и контент».
Открыл мероприятие председатель правления УК «РОСНАНО», председатель Правления Фонда инфраструктурных и образовательных программ
Анатолий Чубайс. Свое выступление он начал со слов о важности о кадровом обеспечении инновационных предприятий. По его мнению, даже самые лучшие технологии и современные заводы бессмысленны, если не подготовлены кадры, которые будут на них работать.
В лекции «Инновационная экономика — что это?»
Анаталоий Чубайс обратил внимание слушателей
на то, что в России сохраняется консервативное отношение к инвестициям в инновационное производство. Так, среди основных источников финансирования за рубежом, выделено несколько групп инвесторов: эндаунменты, фонды фондов, семейные фонды и негосударственные пенсионные фонды. Но в России общий объем средств эндаунментов относительно мал, фондов фондов всего два, причем один из них — УК «Роснано», семейные фонды пока не сформировали культуру передачи своих средств в управление, а негосударственным пенсионным фондам законодательно запрещено вкладывать средства в российскую венчурную индустрию. Однако, в России есть вполне эффективные государственные институты развития, которые работают с технологическими стартапами.
Задачи повышения квалификации по актуальным направлениям инновационной экономики решает Фонд инфраструктурных и образовательных программ Группы РОСНАНО. За 10 лет работы Фондом созданы 182 образовательные программы; поддержку получили 180 компаний, обучение прошли 80 000 слушателей.
На конференции выступили представители компаний, создавшие собственные обучающие программы вместе с Фондом. Они поделились реальными кейсами подготовки специалистов для инновационной экономики.
Так, при участии Фонда, Московский государственный технологический университет «СТАНКИН» по заказу компании «Микробор Композит», реализовал образовательную программу в области разработки, производства и внедрения сверхтвердых композиционных материалов из поликристаллического алмаза. «Микробор Композит» выступил индустриальным партнером проекта. Понимая уровень занятости слушателей программы, теоретическую часть обучения адаптировали под формат Telegram-канала.
Образовательная программа может быть и эффективным инструментом продвижения инновационной продукции. О своем опыте рассказали представители Московского государственного медико-стоматологический университет им. А.И. Евдокимова.
Кейсом использования виртуальных тренажеров как инструментов развития новых квалификаций поделились сотрудники Вятского государственного университета.
Подводя итоги конференции, участники пришли к выводу, что бизнес больше не может существовать в отрыве от образовательных учреждений. Решение кадровых проблем возможно только по конкретным запросам компаний, на стыке современных методик обучения и технологической базы производства.