24.10.2017
Квалификация – как «эсперанто» на рынке труда
Квалификация – как «эсперанто» на рынке труда

Становление Национальный системы профессиональных квалификаций в России обусловлено модернизацией экономики и быстро меняющихся технологий. В связи с этим происходит изменение требований работодателей к квалификации специалистов и качеству подготовки выпускников образовательных учреждений.
На сегодняшний день созданы и функционируют отраслевые Советы по профессиональным квалификациям, которые проводят мониторинг рынка труда, организуют разработку и внедрение профессиональных стандартов, создают Центры оценки квалификаций, обеспечивая их работу, и формируют систему независимой оценки квалификации.
СПК в наноиндустрии продолжает проводить анализ и сбор самой актуальной информации по вопросам внедрения системы оценки квалификаций на предприятиях различных отраслей, деятельности коллег и обратной связи от потребителей услуги по оценке квалификации. Сегодня одними из ведущих технологических отраслей современной экономики является сфера машиностроения и электроэнергетики. Многие прорывные проекты, оказывающие влияние на развитие инноваций, появляются именно там. Именно поэтому «взляд изнутри» на самые острые вопросы в становлении системы оценки внутри различных отраслей позволит консолидировать усилия для достижения эффекта в реализации государственной политики и позитивного влияния на экономическое развитие вцелом.
Представители Национального агентства развития квалификаций, СПК в электроэнергетике, СПК в машиностроении и ЖКХ в своем интервью для газеты «Энергетика и промышленность России» рассказали о своем опыте развития системы профессиональных квалификаций в таких крупных промышленных отраслях экономики как электроэнергетика и машиностроение.
– Квалификация – это «эсперанто» на рынке труда: если она подтверждена независимой оценкой, работодатель видит, что можно ожидать от работника, – говорит генеральный директор Национального агентства развития квалификаций Александр Лейбович. – Квалификация становится четким, формализованным и узаконенным понятием, которое могут использовать все участники рынка труда. Это важный тезис, позволяющий понять, что конкретный гражданин России является не только работником, который должен сдать профессиональный экзамен, но и потребителем разного рода услуг. Тогда становится очевидным преимущество системы квалификаций, которая дает реальное представление о компетентности юриста, к которому мы обращаемся, или учителя, к которому ведем своего ребенка.
Сейчас утверждено более тысячи профстандартов, регулярно разрабатываются новые. Начался процесс актуализации профстандартов. В электроэнергетике разработан и утвержден достаточно полный пакет профстандартов – в сфере гидроэнергетики, электрических и тепловых сетей, оперативно-диспетчерского управления, тепловой генерации. На данный момент приказами Минтруда России утверждено 36 стандартов в области профессиональной деятельности «Электроэнергетика» и до конца этого года в Минтруда поступят на утверждение еще три стандарта в сбытовом секторе электроэнергетики. На уровне многих энергокомпаний уже сформированы и реализуются планы по внедрению стандартов.
Важным достижением стало привлечение к непосредственной разработке и согласованию стандартов крупнейших энергокомпаний, а также четкое определение особенностей подходов к разработке стандартов в электроэнергетике. Эксперты ключевых организаций электроэнергетики участвовали в достаточно продолжительном и сложном процессе разработки проектов стандартов, выработки лаконичных и непротиворечивых формулировок и в последующем обсуждении проектов в профессиональной среде.
Работа по становлению системы профессиональных квалификаций занимает особое место и в отрасли машиностроения.
– В настоящее время на базе Союза машиностроителей России созданы четыре Совета по профессиональным квалификациям: в машиностроении, в отрасли судостроения и морской техники, в отрасли ракетной техники и космической деятельности, в авиастроении, – говорит первый зампред Комитета Госдумы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству, первый вице-президент Союза машиностроителей России Владимир Гутенев. – Начиная с 2013 года Союз машиностроителей России ведет активную работу по разработке и актуализации профессиональных стандартов совместно с ведущими промышленными предприятиями и техническими вузами страны. Сегодня на балансе СПК в машиностроении состоит 99 профстандартов, большинство из них относится к сквозным видам профессиональной деятельности. В целях выстраивания единой образовательной и профессиональной траектории, объединяющей усилия работодателей и образовательных организаций, мы в этом году перешли к следующему этапу после разработки профессиональных стандартов – их применению. В частности, набирает обороты процесс внедрения системы независимой оценки квалификаций. Нами создана модель независимой оценки, подготовлен 41 комплект оценочных средств для проведения профессионального экзамена, сформированы и действуют 4 центра оценки квалификаций: в Уфе, Нижнем Новгороде, Екатеринбурге и Омске. Работа, проводимая союзом в этой сфере, несомненно, способствует решению вопроса обеспечения машиностроительного комплекса России подготовленными, мотивированными, квалифицированными кадрами.
Важным этапом в развитии новой Национальной системы квалификаций стал Федеральный закон № 238-ФЗ «О независимой оценке квалификации», вступивший в силу с 1 января 2017 г. Данный закон четко определил статус всех субъектов системы профессиональных квалификаций, в т. ч. советов по профессиональным квалификациям, центров оценки квалификации и соискателей. Подзаконными актами установлены требования к отбору центров оценки, порядку проведения профэкзамена, форме свидетельства о квалификации, правилам формирования наименований квалификации и т. д. Кстати, эксперты, работавшие над созданием Национальной системы квалификаций, пришли к выводу, что не совсем корректно оценивать отдельную профессию – важнее оценить в целом квалификацию работника определенного уровня (на соответствие требованиям профессионального стандарта и соответствующего обобщенного вида профессиональной деятельности).
– Мы, как и другие советы, занимаемся разработкой профстандартов (уже разработали 47 стандартов), наименованием профквалификаций, оценочных средств, – рассказывает заместитель председателя СПК ЖКХ, директор Института «Сити-менеджмента» НИУ «ВШЭ», д. э. н., профессор Леонид Чернышов. – Параллельно создаем в регионах центры оценки квалификаций, которые используют разработанные нашим советом измерительные инструменты для проведения профессионального экзамена. Помимо этого, формируем экспертное сообщество для проведения независимой оценки квалификации специалистов ЖКХ в регионах. На данный момент ЦОКи созданы в 23 субъектах, часть из них приступила к работе. Дальше – больше, к нашей работе подключился регулятор – Министерство строительства и ЖКХ, которое призвало субъекты включаться в работу, связанную с повышением и оценкой квалификации специалистов.
Еще один важный аспект – внедрение профстандартов в систему образования, ведь профстандарт является тем самым документом, который формирует запрос на подготовку специалистов с конкретными компетенциями. Соответствующие изменения, предусматривающие, что ФГОСы должны учитывать требования профстандартов, внесены в закон «Об образовании». Кроме того, на уровне советов по профессиональным квалификациям налаживается взаимодействие с профильными федеральными учебно-методическими объединениями, ответственными за разработку ФГОСоф и примерных профессиональных образовательных программ, формируются правила профессионально-общественной аккредитации образовательных программ.
Вопрос в том, как работодателям понять, по хорошей или плохой программе учился выпускник – не секрет, что сегодня при желании образовательная организация может обзавестись любым сертификатом, подтверждающим общественную «аккредитацию». Выходит, нужно задуматься о профессионально-общественной аккредитации образовательных программ, которой доверяют работодатели. На уровне НСПК обсуждается законопроект, вносящий изменения в ФЗ «Об образовании», конкретизирующий порядок аккредитации образовательной программы и профессионального обучения в целом. Формируется реестр организаций, которые могут проводить профессиональную общественную аккредитацию.
Источник: http://www.eprussia.ru/epr/327/7783135.htm

Другие новости
Попробуйте сейчас!
Пройдите профессиональный пробный экзамен. Вы сможете бесплатно оценить свои силы, а система укажет вам на слабые места, если они есть.
Пробный экзамен
Связаться с нами
close
Вы также можете связаться с нами по телефону +7 499 553-04-60
Как к вам обращаться:
Ваш телефон:
Сообщение:
Введите слово на картинке:
Нажимая на кнопку «Отправить», я даю
согласие на обработку персональных данных.